-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ѕлог_туриста

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 28.08.2010
«аписей: 839
 омментариев: 14419
Ќаписано: 15933

ƒревнеегипетские заблуждени€

—реда, 22 јпрел€ 2015 г. 09:05 + в цитатник

≈гипет

ќ, ƒревний ≈гипет! Ёта таинственна€, полна€ загадок цивилизаци€ восхищает людей уже не одно тыс€челетие — первыми египтоманами стали ещЄ римл€не. ≈гипетские сюжеты и мотивы используютс€ самыми разными культурами. », конечно, выдумки художников и писателей чаще всего оказываютс€ очень далеки от актуальных представлений учЄных.

ƒавайте перечислим несколько самых усто€вшихс€ заблуждений о древнем ≈гипте и заодно о египтологах.

¬еликий »сход

—редний современный европеец имеет некоторое представление о библейской истории. ¬ частности, он в курсе, что евреи много лет страдали в египетском плену, где их ужасно эксплуатировали. «» потому ≈гипт€не с жестокостью принуждали сынов »зраилевых к работам и делали жизнь их горькою от т€жкой работы над глиною и кирпичами» (»сх. 1:13-14).

≈гипет

»зготовление кирпичей (сам процесс отрисован в левом нижнем углу). √робница визир€ –ехмира

ќднако если почитать египетские источники, то становитс€ совершенно очевидно, что замешивание глины с соломой дл€ изготовлени€ кирпичей — сама€ лЄгка€ физическа€ работа, которую в принципе могли предложить человеку. ”ж точно полегче обтЄсывани€ гигантских каменных блоков, например. Ќеудобненько получаетс€.

» вообще в древнеегипетских источниках нет абсолютно никаких упоминаний об исходе иудеев, т.н. «казн€х египетских», наместнике цар€ »осифе и т.д. ƒа, в этих сказани€х есть отдаленные отголоски того, что происходило на Ѕлижнем ¬остоке в II-I тыс€челети€х до н.э., но это искаженное, а порой и абсолютно неверное эхо. ≈го надо воспринимать критически, благо, что об этом довольно много писали и на русском €зыке в XX веке — тот же академик ћ.ј.  оростовцев. ћода на религиозность (отличать от веры) в наши дни часто порождает чудовищное невежество, агрессивное и упертое.

 

 

ћиф первый. ƒревнеегипетский €зык

≈го просто-напросто не существует. » никогда не существовало.

Ќет, древние египт€не, безусловно, разговаривали и писали на каком-то общем наречии. Ќо… когда? ѕервый известный нам текст, с которого отсчитываетс€ истори€ египетского государства, датируетс€ XXXII веком до нашей эры. ј прекращает своЄ существование культура, которую мы называем древнеегипетской, в четвЄртом веке нашей эры. ј то и в седьмом, по мнению некоторых учЄных. »того имеем минимум три с половиной тыс€чи лет истории, за которые любой €зык и даже письменность измен€тс€ до полной неузнаваемости. ѕоэтому египтологи выдел€ют как минимум среднеегипетский €зык, новоегипетский €зык, позднеегипетский €зык, а то и что-нибудь более узкое вроде €зыка “екстов ѕирамид. ƒлительное изучение любого из этих €зыков вовсе не даЄт гарантии понимани€ какого-либо другого.

ѕоэтому, когда литературные или кинематографические археологи лихо читают «с листа» любой древнеегипетский текст, это очень мало похоже на истину. ¬ том числе и потому, что в современном мире нет ни одного человека, который свободно читал бы на любом из мЄртвых египетских €зыков. Ћюбое «чтение» — это на самом деле кропотлива€ расшифровка, догадки по контексту, сравнительный анализ нескольких текстов одного периода… ќдин-единственный текст можно изучать многие годы — и всЄ равно сомневатьс€ в значении отдельных слов и даже предложений.

ќбычно, чтобы оживить или, наоборот, упокоить мумию, нужно прочитать заклинание на древнеегипетском. ¬слух. “ут любого реального египтолога ждала бы неудача, поскольку мы никакого представлени€ не имеем о египетской фонетике. ѕриблизительное звучание некоторых фонем восстановлено по современным коптским словам (коптский — пр€мой потомок древних египетских €зыков), по греческим именам, записанным египетскими знаками (не будем о том, что фонетика древнегреческого тоже весьма условна), но… правда, всЄ это касаетс€ только согласных звуков, поскольку гласные в семитских €зыках, к которым относитс€ и египетский, не пишутс€. ƒл€ удобство между согласными вставл€ют звук «э» (так называемое «школьное чтение»), и к реальному звучанию всЄ это имеет очень мало отношени€. ќсобенно мило получаетс€, когда автор подчЄркивает необходимость правильного произношени€ всех звуков, как, например, в очаровательной серии –обина Ћафевера о девочке “еодосии.

ј ещЄ следует учесть, что археолог и лингвист-египтолог — это вообще разные профессии, из которых перва€ значительно более романтична и потому чаще встречаетс€ в литературе. јрхеолог уж точно не об€зан свободно читать по-древнеегипетски.

≈гипет

Ѕиблиотекарша и полуграмотный искатель приключений с интересом читают иероглифы.  адр из фильма «ћуми€». 1999 год

ћелочи

• Ћошади в ≈гипте по€вились очень поздно, где-то в XVII веке до нашей эры. ¬ерхом египт€не не ездили и даже, суд€ по всему, не воспринимали лошадь как отдельное живое существо — личное им€ давали не лошади, а всей колесничной упр€жке.

• —лово «фараон», прижившеес€ в качестве обозначени€ египетского цар€, никогда не было официальным титулом, а служило скорее эвфемизмом, причЄм вошло в обиход очень поздно, в середине первого тыс€челети€ до нашей эры. ѕоэтому какой-нибудь «фараон ’еопс» — это грубый анахронизм.

• ¬ большинстве египетских текстов в качестве одного из главных продуктов питани€ упоминаетс€ пиво. ѕоэтому персонажи романов о древнем ≈гипте посто€нно пьют пиво, а компани€ Carlsberg даже выпустила эль «по древнеегипетскому рецепту». ≈сли же вз€ть насто€щий древнеегипетский рецепт, оказываетс€, что словом «пиво» некогда перевели название чего-то вроде жидкой каши из крупномолотого зерна. “ак что это «пиво» действительно ели, в том числе и дети. ’от€, конечно алкогольные напитки в древнем ≈гипте существовали.

≈гипет

ѕогребальна€ маска “утанхамона. ѕолосатый платок — головной убор, принадлежащий исключительно царю. » обр€жать в него каждого геро€ не стоит.

 

 

ћиф второй. ѕирамиды построили рабы

¬ п€том классе советской и постсоветской школы нам всем рассказывали, что пирамиды построили тыс€чи и даже миллионы бесправных и угнетЄнных рабов. Ёто миф очень живучий, но очень локальный, существовавший только в —оветском —оюзе. »зобретЄн он был как утверждают в конце 1930-х годов дл€ подтверждени€ теории формаций ћаркса. ¬ 1938 году рабство в древнем ≈гипте было упом€нуто в « ратком курсе истории ¬ ѕ(б)», и альтернативных мнений как-то не осталось.

≈гипет

ѕостроили пирамиды свободные граждане ≈гипта, так называемые «хему нисут», «царские люди». ¬ свободное от сельскохоз€йственных работ врем€.   этому социальному слою принадлежало практически всЄ население страны, они работали в царских, храмовых и крупных частных владени€х — и тогда кормились из казны (то есть получали своеобразную зарплату). »ли же работали на своей земле и тогда кормились самосто€тельно. ¬ силу особенностей египетского климата обработка земли занимает очень немного времени, и всЄ остальное врем€ платить земледельцам «зарплату» вроде бы не за что. ѕоэтому их и переводили на строительство ирригационных сооружений или царских гробниц. »ли ещЄ чего-нибудь. ћежду прочим, суд€ по мусору, найденному у пирамиды ’еопса в древнем посЄлке строителей, питались «царские люди» тоже по-царски.

¬ п€том классе советской и постсоветской школы нам всем рассказывали, что пирамиды построили тыс€чи и даже миллионы бесправных и угнетЄнных рабов. Ёто миф очень живучий, но очень локальный, существовавший только в —оветском —оюзе. »зобретЄн он был по личному приказу товарища —талина в конце 1930-х годов дл€ подтверждени€ теории формаций ћаркса. ¬ 1938 году рабство в древнем ≈гипте было упом€нуто в « ратком курсе истории ¬ ѕ(б)», и альтернативных мнений как-то не осталось.

ѕостроили пирамиды свободные граждане ≈гипта, так называемые «хему нисут», «царские люди». ¬ свободное от сельскохоз€йственных работ врем€.   этому социальному слою принадлежало практически всЄ население страны, они работали в царских, храмовых и крупных частных владени€х — и тогда кормились из казны (то есть получали своеобразную зарплату). »ли же работали на своей земле и тогда кормились самосто€тельно. ¬ силу особенностей египетского климата обработка земли занимает очень немного времени, и всЄ остальное врем€ платить земледельцам «зарплату» вроде бы не за что. ѕоэтому их и переводили на строительство ирригационных сооружений или царских гробниц. »ли ещЄ чего-нибудь. ћежду прочим, суд€ по мусору, найденному у пирамиды ’еопса в древнем посЄлке строителей, питались «царские люди» тоже по-царски.

≈гипет

ѕостройка пирамиды. Ќа первом плане надсмотрщик с кнутом (кстати, нар€женный в царский головной убор)

Ќа самом деле рабство в ≈гипте, конечно, существовало. Ќо совершенно не в таких гигантских масштабах, как мы привыкли считать.   примеру, в одной из надписей “утмоса III упоминаетс€, что он привЄл с войны около трЄх сотен рабов. “рЄх сотен. ј “утмос III — один из величайших завоевателей человеческой истории вообще. ≈сли такое скромное количество обращЄнных в рабство врагов заносилось в анналы как огромное достижение, о каких тыс€чах и миллионах рабов можно говорить? ≈щЄ один пример — вельможа, в хоз€йстве которого работало несколько сотен «хему», хвалилс€ тем, что купил одного раба. » это при том, что стоили рабы не так дорого — например, сохранилс€ текст, в котором женщина по имени »ри-Ќофрет покупает молоденькую сирийскую девочку за эквивалент примерно 400 граммов серебра. «начит, рабство просто было очень мало распространено.

ј через полторы тыс€чи лет, в эпоху Ќового царства, строители царских гробниц вообще стали одними из самых уважаемых людей в ≈гипте. ќни жили в особом посЄлке неподалЄку от царского некропол€ и не стесн€лись устраивать забастовки, если их переставало устраивать вознаграждение за труд. —огласитесь, от раба такого ждать странно.

 

 

ћиф третий. ѕрокл€тье фараонов

≈гипет

Ѕорис  арлофф в роли первой ожившей мумии в истории

јбсолютное большинство фильмов про мумий и египтологов, от классической «ћумии» 1932 года до недавно вышедшей на экраны «ѕирамиды», сн€ты приблизительно по одному сценарию. јрхеологи приезжают на раскопки в ≈гипет и случайно наход€т неизвестную гробницу фараона или, на худой конец, жреца (кстати, этот сюжетный ход как раз более-менее правдоподобен). ¬ гробнице об€зательно лежит жирненька€ муми€, котора€ через некоторое врем€ внезапно оживает и начинает убивать глупых людей, потревоживших еЄ покой. ќбычно в процессе ещЄ участвуют ловушки, которыми люба€ уважающа€ себ€ киногробница нашпигована доверху. ¬ конце концов мумию либо расстреливают/сжигают/ещЄ как-то уничтожают физически, либо вывод€т из стро€ древнеегипетским колдунством и укладывают обратно в гроб (часто — до второй серии).

≈гипет

Ќадо заметить, что одна из мумий фараонов всЄ-таки ожила. Ќемножко. ƒело было в тридцатых годах XX века, и была это муми€ –амсеса II, одного из самых известных египетских царей. ћуми€ экспонировалась в  аирском музее, и одним прекрасным летним вечером она вдруг на глазах у посетителей вскинула руку и даже, говор€т, разбила стекло.

Ётим всЄ и ограничилось.

ѕо всей веро€тности, дело в реакции бальзамирующего состава на высокую температуру или просто в сильном перепаде влажности, вызвавшем сокращение пересушенных тканей, но впечатлени€ все свидетели €вно получили незабываемые.

ј муми€ до сих пор живЄт с подн€той рукой.

≈гипет

¬торой попул€рный мотив, касающийс€ вскрытых гробниц, — это «ѕрокл€тье фараонов», которое €кобы постигает любого, кто нарушит покой мЄртвого цар€. —амый известный случай — прокл€тье “утанхамона, в гробнице которого будто бы обнаружили табличку с надписью «—мерть лЄгкими шагами настигнет каждого, кто нарушит покой фараона». ѕро€вилось прокл€тье в том, что в течение приблизительно полутора лет от €кобы естественных причин погибли шесть человек, принимавших участие в открытии гробницы. —екретарь, например. »ли египетский принц, присутствовавший на пресс-конференции в честь этого событи€. √овард  артер, самый главный расхититель гробницы, прожил ещЄ шестнадцать лет, кстати. Ќо «известны» и другие случаи — например, в 1993 году была вскрыта царска€ гробница, в которой «нашли» надпись «¬елика€ богин€ ’атор дважды покарает вс€кого, кто посмеет осквернить эту могилу». ¬скоре после этого у руководител€ раскопок случилс€ сердечный приступ.

ќсновна€ проблема «прокл€ть€ фараонов» — кроме того, что эти версии не выдерживают никакой критики с точки зрени€ логики, — в том, что в египетской магической и религиозной практике не было пон€ти€ «прокл€тье» как такового. ћагические способы извести, скажем, любовника жены существовали, но этот обр€д требовал физического контакта с человеком. ј никакого магического «огн€ по площад€м» египт€не вести не умели и смысла в том не видели. “о же относитс€ и к оживающим муми€м. ≈гипт€не в принципе не понимали идеи оживлени€ мЄртвых и не отвлекали их от важнейшего посмертного быти€. ќни никогда не возвращали мертвецов даже в сказках, не обращались к ним за советом, не видели мЄртвых во сне (сохранились обширные сонники, но такой мотив не упоминаетс€ там ни разу). » уж точно не стали бы накладывать на усопшего цар€ закл€тие, об€зывающее его встать через три тыс€чи лет и начать убивать.

“акже стоит заметить, что большинство гробниц, как царских, так и частных, неоднократно вскрывались ещЄ самими египт€нами. » если простых людей за это карали (ну, уголовное правонарушение вообще-то, и судебные протоколы сохранились), то цар€м, открывающим гробницы своих предшественников, ничего за это не было.

ј делалось это с самыми разными цел€ми: от банального грабежа (например, царь вполне мог утащить из гробницы нелюбимого дедушки резные каменные плиты, которыми были отделаны стены, слегка подкрасить и поставить уже в собственную гробницу) до перезахоронени€ в соответствии с новыми религиозными тенденци€ми. »ли прокл€тье фараонов на фараонов не распростран€етс€?

÷арское им€

≈гипет

ѕриблизительно одна п€та€ имени царицы ’атшепсут

¬ романах о древнем ≈гипте, даже написанных профессиональными египтологами («”арда» √еорга Ёберса, например), герои обычно зовут цар€ так, как мы привыкли по учебникам истории. –амсес II, например, или ѕепи I.
Ќа самом деле это именование современное, введЄнное только дл€ удобства учЄных.  аждый царь носил в общей сложности п€ть имЄн — личное, тронное, хорово. золотое и «им€ двух владычиц», то есть богинь ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта. “аким образом, какого-нибудь “утмоса III звали на самом деле ’ор  анехет-хаиме-”асет, ’ор в «олоте ƒжосер-хау. ƒве владычицы ”ахнесит, царь и государь ћенхеперра, сын –а “утмос. ј его подданные говорили о нЄм как о ≈го ¬еличестве ћенхеперра. » вот это тронное им€ было практически уникальным и в нумерации не нуждалось.

„то же касаетс€ ловушек в гробницах, наиболее распространены в кинематографе следующие: внезапное распыление серной кислоты, самострелы в стенах, опускающийс€ потолок или обрушивающийс€ в пустоту пол (обычно дл€ этого нужно наступить на неправильную плитку) и неожиданное затопление всех ходов в пирамиде. ≈щЄ встречаютс€ плото€дные скарабеи, оживающие статуи и прочее. ƒаже если не считать того, что самострелы изобрели значительно позже, скарабеи не ед€т свежее м€со, а в —ахаре нет бурных рек, реальность проста и скучна: ни одной ловушки ни в одной известной нам гробнице до сих пор не обнаружено. «а одним маленьким исключением — в поздний период в царских гробницах, высеченных в скалах, перед погребальной камерой вырезали глубокий отвесный колодец. ¬сегда в одном и том же месте. ¬озможно, он имел ритуальное значение, а возможно, действительно спасал от грабителей.

Ќо обычно коридоры и проходы, ведущие к саркофагу, просто намертво замуровывали.

ƒеньги-деньги-дребеденьги

ƒенег в древнем ≈гипте тоже не существовало. “очнее, египт€не додумались до того, чтобы сделать серебро, медь и золото неким универсальным эквивалентом, но непосредственно в торговле металл не участвовал. —уществовала мера веса под названием «дебен», размер которой за несколько тыс€ч лет изменилс€ от 13.5 граммов до примерно 90 граммов. ƒебен условно делилс€ на двенадцать «китов».

≈гипет

ƒоговоры купли-продажи, сохранившиес€ в изобилии, составлены примерно так: «¬от цена, которую € дал за вещь: саван из тонкого льна ценой в п€ть китов серебра, отрез льна ценой в три кита серебра и одну треть, бронзовый сосуд ценой в восемнадцать дебенов серебра, дес€ть рубах из льна ценой в четыре дебена серебра, горшок мЄда ценой в п€ть китов серебра, всего двадцать три дебена один кит и одна треть серебра». “о есть фактически имел место натуральный обмен.

ј монеты по€вились только в конце шестого века до нашей эры.

 

 

ћиф четвЄртый. ƒостаточно рассмотреть фрески

”жасные ошибки в изображении и описании древнеегипетского быта зачастую делают как раз те авторы, которые старательно ознакомились с источниками и изучили множество египетских картинок. Ќу, например, все же знают, что древние египт€не ходили в белых набедренных пов€зках, правда?

¬от только дев€носто процентов известных нам изображений — фрески из гробниц. ≈сли с текстами всЄ гораздо лучше (сохранились и учебники по самым разными дисциплинам, и судебные архивы, и лична€ переписка, и хоз€йственные записи), то с изобразительным искусством нам не повезло.  азалось бы, в гробницах изображена сама€ обычна€ жизнь: полевые работы, охота, праздники, обеды… Ѕери информацию да радуйс€. Ќо если подумать (или хот€ бы почитать специалистов, которые уже подумали), становитс€ пон€тно, что рисуют на стенах гробниц не этот мир, а тот свет. √де всЄ будет примерно так же, конечно, но намного лучше и немного по-другому.

≈гипет

—татуэтка в ритуальной белой одежде и статуэтка в одежде реальной, крашеной

¬ частности, на том свете совершенно иначе одеваютс€. ¬ реальности ходить на экваторе в тр€почках, не прикрывающих плечи, очень глупо (чернокожими-то египт€не не были), а выходить в поле в белом ещЄ глупее.   тому же вс€ найденна€ при раскопках одежда — цветна€.

¬ообще к любым бытовым свидетельствам из гробниц надо относитс€ с осторожностью. Ќапример, на головах очень многих женщин изображены небольшие конусы непон€тного назначени€. «натоки-любители уверенно говор€т, что эти конусы делались из благовонных масел или воска, в течение вечера потихоньку та€ли и при€тно пахли. Ќаука, в отличие от любителей, об этом не имеет ни малейшего пон€ти€, хот€ така€ верси€ и выдвигалась наравне со многими другими.

Ќа самом деле рецепт создани€ плюс-минус достоверных текстов и других произведений о древнем ≈гипте прост. ƒа, конечно, в силу того, что этот период изучен довольно неплохо, масса сведений о нЄм относитс€ к категории «все знают». ƒревнеегипетска€ культура за последние пару столетий не раз становилась модной, а модное всегда упрощаетс€ до невозможности, чтобы не сказать «делаетс€ примитивным». ѕоэтому не надо покупатьс€ на обманчивое богатство сведений в голове любого поклонника Ѕрендана ‘рейзера, лучше обратитесь к ƒжеймсу ‘резеру или кому-нибудь из его коллег — ведь научных и научно-попул€рных работ по ƒревнему ≈гипту множество, и читать их не менее интересно, чем смотреть фильмы про оживших мумий.

 

 

ћиф п€тый. Ќос у —финкса украл Ќаполеон

—финкс (в переводе с греческого — «душитель» ) — мифологическое существо с головой женщины, телом льва и крыль€ми птицы.  ак вы, возможно, заметили, его гигантска€ 6500-летн€€ стату€ возле египетских пирамид — безноса€. Ќа прот€жении многих веков в том, что нос —финкса был намеренно отбит по каким-то особым соображени€м, обвин€ли разные армии и отдельных личностей — британцев, немцев, арабов. ќднако в основном вину все же прин€то перекладывать на Ќаполеона.

ѕочти ни одно из этих обвинений не имеет под собой почвы. Ќа самом деле единственным, про кого можно с уверенностью сказать, что он действительно нанес —финксу ущерб, был суфийский фанатик ћухаммед —аим аль-ƒах, которого местные жители забили насмерть за вандализм в 1378 году.

≈гипет

… конец 1800-х

Ѕританска€ и германска€ армии, побывавшие в ≈гипте во врем€ обеих мировых войн, не виноваты: есть фотографии —финкса без носа, датированные 1886 годом.

„то же касаетс€ Ќаполеона, то сохранились зарисовки с безносым —финксом, сделанные европейскими путешественниками в 1737 году — за тридцать два года до рождени€ будущего французского императора.  огда двадцатидев€тилетний генерал впервые положил глаз на древнюю статую, носа у нее не было, скорее всего, уже сотни лет.

ѕоход Ќаполеона в ≈гипет имел целью нарушить английские св€зи с »ндией. ‘ранцузска€ арми€ дала в этой стране два крупных сражени€: битву у ѕирамид (котора€, кстати говор€, происходила вовсе не у ѕирамид) и битву при Ќиле (не имевшую к Ќилу никакого отношени€) . ¬месте с 55-тыс€чной армией Ќаполеон привел 155 гражданских специалистов — так называемых savants (”ченые; крупные специалисты в какой-либо области (фр.)) . Ёто была перва€ профессиональна€ археологическа€ экспедици€ в ≈гипет.

 огда Ќельсон потопил наполеоновский флот, император вернулс€ во ‘ранцию, бросив и армию, и «ученых» , которые продолжали работать без своего руководител€. ¬ результате по€вилс€ научный труд под названием «Description de I’Egypte»(«ќписание ≈гипта» (фр.) ) — перва€ точна€ картина страны, дошедша€ до ≈вропы.

“ем не менее, несмотр€ на все эти факты, египетские экскурсоводы до сих пор рассказывают многочисленным толпам туристов о том, что нос у —финкса украл Ќаполеон и переправил в парижский Ћувр.

Ќаиболее правдоподобна€ причина отсутстви€ у —финкса столь важного органа — это 6000 лет воздействи€ ветра и погодных условий на м€гкий известн€к.

 

 

ћиф шестой.  леопатра

≈гипет

¬ современном мире  леопатра воспринимаетс€ нами как прекрасна€, соблазнительна€ женщина, чью красоту воспевали и будут воспевать. Ќачина€ от Ўекспира и заканчива€ режиссЄром ƒжозефом Ћ. ћанкевичем, миф о магической привлекательности этой женщины всЄ больше стандартизировалс€ в сознании общественных масс. ќднако, если мы погл€дим на римские монеты, изображающие последнего фараона ≈гипта,  леопатру VII, то увидим, что эта женщина обладала скорее мужскими чертами лица: выступающий подбородок, длинный нос, тонкие губы… ¬р€д ли это можно назвать идеалом красоты. Ќо с другой стороны это не мешало ей обладать острым умом и харизмой. ќни в свою очередь рушат миф о трагической смерти  леопатры, ведь на самом деле, прежде чем совершить самоубийство, она испытывала на заключЄнных множество различных €дов, чтобы умереть безболезненно и быстро.

 

 

ћиф седьмой. «атер€нные в песках пирамиды

≈гипет

Ёто знакомый всем вид. —оздаетс€ впечатление, что пирамиды сто€т затер€нные где-то далеко в пустыне занесенные песками, и чтобы до них добратьс€, нужно совершить длительный переход на верблюдах.

ƒавайте посмотрим, как обсто€т дела на самом деле.

≈гипет

√иза – это современное название большого каирского некропол€, занимающего примерно 2000 кв. м.

“ретье место по численности населени€ после  аира и јлександрии занимает этот город, в котором проживают более 900 тыс€ч жителей. ‘актически √иза сливаетс€ с  аиром. «десь расположены знаменитые египетские пирамиды: ’еопса, ’ефрена, ћикерена и Ѕольшой —финкс.

≈гипет

≈ще совсем недавно – чуть более столети€ назад – захолустную дорогу к пирамидам знали только жители окрестных деревушек, возделывающие ирригационные пол€. —егодн€ же пирамиды √изы €вл€ютс€ центром прит€жени€ дл€ туристов, количество которых с каждым годом все возрастает. ѕол€ вокруг древних ритуальных сооружений стали застраиватьс€ магазинами, кафе, ресторанами и ночными клубами, однако местные власти не выказывают по этому поводу большого недовольства, ведь туризм составл€ет одну из важных статей бюджета ≈гипта.

≈гипет

ј вот так это место выгл€дело в 1904 году.

»сточник: ribalych.ru/2015/03/09/drevneegipetskie-zabluzhdeniya/

—ери€ сообщений "≈гипет":
„асть 1 - ≈гипет. √ород јсуан.
„асть 2 - √олуба€ дыра - ≈гипет
„асть 3 - ќтдых в ≈гипте
„асть 4 - ƒревнеегипетские заблуждени€
„асть 5 - ќтдых в солнечном ≈гипте
„асть 6 - Ћучшие туры в ≈гипет к вашим услугам: путешествуем к фараонам

—ери€ сообщений " »нтересное":
„асть 1 - ƒревнеегипетские заблуждени€
„асть 2 - ¬ скульптуре Ѕудды обнаружена 1000-летн€€ муми€ монаха
„асть 3 - «агадки острова ќук
...
„асть 23 - ќтдых с ребенком
„асть 24 - Ќовый рейтинг 10 лучших городов мира дл€ проживани€
„асть 25 - ќсенний  рым

ћетки:  

ѕроцитировано 34 раз
ѕонравилось: 42 пользовател€м



Ќаталь€_»скусница   обратитьс€ по имени —реда, 22 јпрел€ 2015 г. 10:44 (ссылка)
ќчень познавательно! Ѕлагодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
элен_киршина   обратитьс€ по имени —реда, 22 јпрел€ 2015 г. 11:01 (ссылка)
—ѕј—»Ѕќ !
счасть€ любви мира добра1__1_~1[1] (397x400, 1073Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
koteroza   обратитьс€ по имени —реда, 22 јпрел€ 2015 г. 12:48 (ссылка)
Ѕлагодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ludnov   обратитьс€ по имени —реда, 22 јпрел€ 2015 г. 13:20 (ссылка)
»нтересно, спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ольга_с_б   обратитьс€ по имени —реда, 22 јпрел€ 2015 г. 14:28 (ссылка)
ќчень интересно. —колько врань€ нам в школе преподали, хоть заново все начинай изучать.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
valentina_ishenko   обратитьс€ по имени —реда, 22 јпрел€ 2015 г. 22:38 (ссылка)
ќчень интересно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Masinka   обратитьс€ по имени „етверг, 23 јпрел€ 2015 г. 03:03 (ссылка)
—пасибо! »нтересно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ekaterina_-_Siberian   обратитьс€ по имени „етверг, 23 јпрел€ 2015 г. 16:08 (ссылка)
людей всегда пичкали сенсаци€ми)))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёолинда   обратитьс€ по имени ’орошо известное ѕонедельник, 11 ћа€ 2015 г. 23:09 (ссылка)
Ёто не интересно.  то хоть немного интересовалс€ ƒревним ≈гиптом, тот в курсе дела.   тому же новейшие исследовани€ ≈гипта дают многочисленный материал и - интересный, особенно, кстати, св€занный с €зыком.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку